Защита прокурором наследственных прав несовершеннолетних
ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ), провозглашая Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ч. 1 ст. 1, ст. 2), гарантирует государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38).
Дети, а их в возрасте до 14 лет сегодня в России более 25 млн <1>, в силу своего возраста, физической и умственной незрелости, нуждаются в особой правовой защите со стороны государства в лице его уполномоченных органов.
Нормы, направленные на реализацию и защиту прав и законных интересов детей, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ), Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Федеральных законах от 21 декабря
В силу ст. 56 СК РФ ребенок, каковым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (далее - несовершеннолетний), имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями, лицами, их заменяющими, а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, которые в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января
В соответствии с п. 3 ст. 60 СК РФ ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
В ходе проверок исполнения законов о несовершеннолетних прокурорами выявляется значительное число нарушений имущественных прав несовершеннолетних, в том числе нарушения права на имущество, полученное в порядке наследования.
В связи с этим п. 3.3 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября
Несовершеннолетние дети, в силу тех или иных жизненных обстоятельств лишенные родительского попечения, в том числе дети-сироты, в большей степени нуждаются в защите, которая согласно п. 1 ст. 121 СК РФ возлагается на органы опеки и попечительства.
Закон N 48-ФЗ к основным задачам органов опеки и попечительства относит:
- защиту прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 7 Закона).
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).
Согласно п. 3 ст. 155.1 СК РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.
На органы опеки и попечительства возлагается охрана и защита интересов несовершеннолетних наследников (ст. ст. 1157, 1167 ГК РФ).
Приведенный нами анализ нормативных правовых актов свидетельствует о роли органов опеки и попечительства в реализации и защите имущественных прав несовершеннолетних, в том числе в сфере наследственных правоотношений.
С сожалением приходится констатировать, что органы опеки и попечительства в своей деятельности по реализации и защите имущественных прав несовершеннолетних допускают многочисленные нарушения.
Органами опеки и попечительства не осуществляется должный надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в результате чего имеют место факты пропуска срока принятия наследства несовершеннолетними подопечными, непринятия мер к оформлению ими наследства, завладения опекунами или попечителями жилыми помещениями и иным имуществом, полученным несовершеннолетними в порядке наследования, невключения их в число наследников, приведения в непригодное для проживания состояние полученных в наследство несовершеннолетними жилых помещений и иные нарушения имущественных прав несовершеннолетних.
При выявлении фактов нарушения наследственных прав несовершеннолетних подопечных органы опеки и попечительства не всегда принимают должные меры реагирования, не обращаются в суды с требованиями, направленными на восстановление нарушенных прав таких лиц, в том числе об оспаривании сделок с наследственным имуществом несовершеннолетних, оспаривании завещаний, признании права собственности на жилое помещение или иное имущество в порядке наследования.
Отсутствие со стороны органов опеки и попечительства должного надзора за деятельностью организаций, в которые помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом таких несовершеннолетних также приводит к многочисленным нарушениям наследственных прав подопечных.
На необходимость постоянного внимания со стороны органов прокуратуры к деятельности организаций для детей-сирот указывает п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ N 188, предписывающий регулярно проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
По всем выявленным фактам нарушения наследственных прав несовершеннолетних прокурорами принимаются должные меры реагирования, виновные лица органов опеки и попечительства, организаций, в которые помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности.
Одной из действенных мер прокурорского реагирования в целях защиты наследственных прав несовершеннолетних является обращение прокурора в суд с иском (заявлением), поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов таких лиц.
Право на обращение в суд с заявлением в защиту наследственных прав прокурору предоставлено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
В целях усиления механизма защиты прав, свобод и законных интересов детей-сирот ст. 10 Закона N 159-ФЗ предусмотрено право прокурора обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав таких детей.
На тщательную подготовку исков и участие в судебном разбирательстве прокуроров ориентирует Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10 июля
Поводами для обращения прокуроров в суд в защиту наследственных прав несовершеннолетних, как правило, являются результаты проводимых прокурорами проверок исполнения законодательства о несовершеннолетних, обращения государственных органов и органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот, общественных организаций, самих несовершеннолетних и их законных представителей, средств массовой информации.
Анализ прокурорской практики позволяет выделить наиболее распространенные категории исков (заявлений) прокуроров:
- об оспаривании в интересах несовершеннолетнего завещания, о признании завещания недействительным.
- об установлении факта принятия наследства несовершеннолетним наследником.
- о восстановлении несовершеннолетнему наследнику срока для принятия наследства и признания права собственности на наследуемое имущество.
- о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на данное имущество в порядке наследования.
- о признании в интересах несовершеннолетних недействительным свидетельства о праве на наследство.
Помощник межрайонного прокурора Е.М. Коноплин
Дата создания: 17.07.2020 16:32